Контактная информация

Военная прокуратура Главная военная прокуратура
119160, г. Москва, пер. Хользунова, д.14

Телефоны оперативного дежурного:

(495) 693-64-17, (495) 693-20-77

Ответ

23.06.2016 Печать

Обеспечение рационального и целевого использования бюджетных средств, выделенных на нужды обороны – наша общая задача

Первый заместитель Главного военного прокурора генерал-лейтенант юстиции А.А. Никулищин

В непростой международной обстановке задачи по обеспечению армии и флота современными образцами техники и вооружения,без преувеличения, обрели исключительную актуальность. Для их решения государством принимаются беспрецедентные меры, в том числе связанные с сохранением объемов финансирования заданий в рамках государственного оборонного заказа, повышением уровня контроля за расходованием бюджетных средств. Совершенствуется и нормативно-правовая база, в том числе по обеспечению межведомственного контроля за целевым использованием средств. Принимаемые меры позволили не только практически полностью в минувшем году выполнить государственный оборонный заказ, но и укрепить боевой потенциал войсксотнями единиц нового вооружения. На боевое дежурство заступили и успешно проходят «обкатку» на учениях и тренировках десятки боевых кораблей, самолетов, вертолетов и другая техника.

В этих условиях обеспечить рациональное использование бюджетных средств на Государственную программу вооружения – для военных прокуроров общая с ведомствами цель. Надзор за исполнением законов при размещении и реализации заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в интересах военной организации государстване первый год в числе приоритетов деятельности органов военной прокуратуры. Практика последней постоянно совершенствуется. Однако, 
к сожалению,«дельцов», которые не прочь поживиться бюджетными средствами, еще немало. А разрабатываемые ими коррупционные схемы неправомерного обогащения зачастую приобретают все более изощренный характер.

Противоправные посягательства подрядчиков на казенные деньги выявляются как в ходе конкурсных процедур, так и в процессе реализации контрактов. Безусловно, подобные нарушения негативно сказываются 
на материально-техническом обеспечении войск,организации на условиях аутсорсинга питания и банно-прачечного обслуживания, в вопросах капитального строительства,содержании объектов военной и социальной инфраструктуры и других сферах.

Только за минувший год органами военной прокуратуры предотвращено более десяти тысяч различных нарушений законов о контрактной системе.По требованию военных прокуроров к дисциплинарной, материальной и административной ответственности привлечены свыше полутора тысяч должностных лиц, еще три сотни – предостережены о недопустимости нарушения закона.Нередко упущения в ведомственном контроле создают почву для злоупотреблений и обеспечения конъюнктурных интересов конкретных исполнителей уже при подготовке конкурсных процедур. К примеру, в прошлом году в ходе надзорных мероприятий выявлен факт, когда руководитель коммерческой организациейза победу в конкурсе на капитальный ремонт служебного объекта передал взятку в размере 2,7 млн. рублей, которые разделили должностные тыла регионального командования и представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю.Только оперативное вмешательство военной прокуратуры Восточного военного округа и Управления ФСБ России по Хабаровскому краю позволило пресечь эту аферу. Распространены отступления от установленных процедур ценообразования работ и услуг, неправомерно заключаются дополнительные соглашения, порой увеличивающиепервоначальную цену контрактовв разы. За подобные преступные действия привлечены к уголовной ответственности бывшие руководители одного из федеральных государственных унитарных предприятий, оформившие при выполнении опытно-конструкторской работы подложные дополнительные соглашения к контрактам, завысив их стоимость почти на 400 миллионов рублей. Ущерб, измеряемый не одной сотней миллионов рублей, наносят поставки контрафактной, а иногда и вовсе непригодной продукции. По сути, это прямая угроза боеготовности, с чем мы категорически не можем смириться.

Работа по пресечению таких попыток эффективно осуществляется военными прокурорами в тесном взаимодействии с прокурорами субъектов Российской Федерации, органами обеспечения безопасности, специалистами Федеральной антимонопольной службы. За два последних года по результатам прокурорских проверок расследовалось почти два десяткауголовных дел. Многие из них уже нашли свое разрешение в суде.
К примеру, осужден бывший генеральный директор одного из субхолдингов бывшего ОАО «Оборонсерсис», организовавший в рамках государственного оборонного заказа поставку по фиктивным документам ненадлежащего оборудования, ранее приобретенного у сторонних организаций под видом новых узлов и деталей. При этом ущерб государству превысил 700 миллионов рублей.

Руководителем одного из судоремонтных заводов Приморского края при организации работ по ремонту корабля флота использованы комплектующие изделия, запасные инструменты и принадлежности иностранного производства, поставленные без сопроводительных документов по договору с аффилированной ему организацией, не имеющей необходимой лицензии и производственных мощностей. Перечисленные для их оплаты денежные средства в размере 130 миллионов рублейэтим директором попросту похищены (по результатам проверки расследуется уголовное дело). Весьма прибыльным для нечистых на руку коммерсантов стала так называемая аутсорсинговая система обеспечения.

Совместно с органами безопасности в войсках военными прокурорамипресечены факты подписания фиктивных актов на услуги, в том числе через фирмы-однодневки, в ходе реализации мошеннических схем. По результатам надзорных мероприятий возбуждено уголовное дело по факту хищения 38 млн. рублей путем внесения недостоверных сведений в представленные одной из аутсорсинговых компаний в Калининградской области акты об оказании услуг по организации питания. Всего же по результатам проверок военных прокуроров за последние полтора года в отношении виновных возбуждены более 260 уголовных дел.Осуждены 94 лица, 67из которых – руководители различных предприятий. Пресечь правонарушение, обеспечить неотвратимое и справедливое наказание виновных – безусловно важная составляющая нашей работы. Мы и впредь будем жестко реагировать на каждый факт нарушения закона. Однако не менее важно создать эффективные правовые механизмы, которые поставят надежный заслон противоправным посягательствам на государственные ресурсы. Иногда это возможно сделать только в законодательном порядке.

Практика надзора показала, что распространеныслучаинеобоснованного привлечения единственными поставщикамик исполнению контрактов большого количества предприятий и организацийв качествесубподрядчиков. Последние, не имея возможностей и ресурсов, выполняют работы без контроля, а подрядчик извлекает прибыль фактически за оказание посреднических услуг.

По инициативе заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора Сергея Фридинского в апреле текущего года подготовлены изменения в статью 93 Федерального закона 
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».Предложено установить дополнительные критерии для случаев закупок у единственного исполнителя. С целью исключения из хозяйственного оборота посредников и недопущения необоснованного удорожания контрактовпредлагается законодательно закрепить требования к таким поставщикам (подрядчикам) о наличии у них производственных мощностей и ресурсов, достаточных для выполнения собственными силами взятых обязательств.