Контактная информация

Военная прокуратура Главная военная прокуратура
119160, г. Москва, пер. Хользунова, д.14

Телефоны оперативного дежурного:

(495) 693-64-17, (495) 693-20-77

Ответ

09.03.2017 Печать

Деятельность органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других восйк, воинских формирований и органов по предупреждению, выявлению и расследованию преступлений военнослужащих

Начальник управления надзора за исполнением законов при расследовании преступлений Главной военной прокуратуры генерал-майор юстиции Топориков Максим Львович

В работе рассмотрены особенности реализации процессуальных и иных полномочий органами дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Ключевые слова: органы дознания в войсках, дознание, полномочия органов дознания. В условиях увеличения интенсивности боевой подготовки военнослужащих, проведения крупномасштабных учений, привлечения к ним большого количества личного состава повышается роль органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Вооруженные Силы), других войск, воинских формирований и органов (далее – органы дознания в войсках) в обеспечении правопорядка в воинских коллективах. В этой связи заслуживают внимания и будут освещены в данной статье вопросы, касающиеся особенностей деятельности органов дознания в войсках по предупреждению, выявлению и расследованию преступлений военнослужащих. В соответствии с п. 24 ст. 5 УПК Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с данным Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Орган дознания наряду со следователем и прокурором является органом уголовного преследования (ст. 21 УПК РФ) и относится к стороне обвинения, которую, кроме того, представляют прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель (п. 47 ст. 5 УПК РФ). К числу органов дознания уголовно процессуальным законом (п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ) отнесены начальники органов военной полиции Вооруженных Сил, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов (далее – командиры воинских частей). Работа по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, предупреждению, выявлению и расследованию преступлений военнослужащих командирами воинских частей организуется в соответствии с требованиями законов, общевоинских уставов Вооруженных Сил, а также ведомственных нормативных актов, регламентирующих деятельность командования воинских частей и руководителей органов военного управления в указанной сфере. Одним из таких нормативных актов является Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов (далее – Инструкция), утвержденная приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора от 23.10.2014 № 150, введенная в действие приказами руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. К примеру, в Вооруженных Силах она введена в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 31.01.2015 № 50. В соответствии со ст. 4 данной Инструкции, основанной на требованиях ч. 2 ст. 21 УПК РФ, командиры воинских частей: проводят необходимые предусмотренные законом мероприятия в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также для предупреждения и пресечения преступлений; в каждом случае обнаружения признаков преступления принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении; незамедлительно уведомляют военного прокурора об обнаружении признаков преступления. Отдельными командирами воинских частей в этой деятельности допускаются нарушения, но требования к организации данной работы для всех органов дознания в войсках едины. Говоря об этой работе органов дознания в войсках, отмечу, что прежде всего она должна быть направлена поддержание правопорядка и воинской дисциплины. Основной задачей командира воинской части является предупреждение преступлений, ну, а в случае их совершения – должны быть приняты меры к их пресечению и привлечению виновных лик к установленной законом ответственности. Деятельность командира воинской части по профилактике правонарушений базируется на положениях ст. ст. 75, 78 – 81 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации об общих обязанностях командиров (начальников), ст. 6 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, относящих вопросы воспитания, воинской дисциплины и морально-психологического состояния подчиненного личного состава, безопасности военной службы, внутреннего порядка, состояния и сохранности вооружения, военной техники и другого военного имущества к сфере ответственности и должностных обязанностей командира (начальника). Во исполнение уставных норм в целях предупреждения преступлений и иных правонарушений командир воинской части, наряду с принятием иных мер, обязан: постоянно воспитывать подчиненных военнослужащих, развивать у военнослужащих качества, необходимые для выполнения воинского долга, сознание святости и нерушимости Военной присяги, чувство войскового товарищества и взаимовыручки; поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между ними, сплачивать воинский коллектив, укреплять дружбу между военнослужащими разных национальностей; проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, не допускать в отношении их бестактности и грубости, сочетать высокую требовательность и принципиальность с уважением их личного достоинства; постоянно поддерживать воинскую дисциплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава; воспитывать подчиненных военнослужащих в духе неукоснительного выполнения требований воинской дисциплины и высокой исполнительности, развивать и поддерживать у них чувство собственного достоинства, сознание воинской чести и воинского долга, создавать в воинской части (подразделении) нетерпимое отношение к нарушениям воинской дисциплины, обеспечивать на основе гласности их правовую и социальную защиту; обеспечивать твердый внутренний порядок в подчиненной воинской части: направлять деятельность штаба и подчиненных командиров (начальников) на организацию глубокого изучения и строгого выполнения всеми военнослужащими требований общевоинских уставов; предусматривать целесообразное распределение времени в повседневной деятельности воинской части; проводить всестороннюю подготовку личного состава к несению службы в суточном наряде; организовывать контроль за несением внутренней службы, лично участвовать в проверке караулов, а также разрабатывать рекомендации по улучшению службы суточного наряда; организовывать и поддерживать внутренний порядок в полевых условиях и в других местах временного размещения воинской части; немедленно устранять выявленные нарушения правил несения службы; в целях обеспечения безопасности военной службы в своей служебной деятельности отдавать приоритет сохранению жизни и здоровья подчиненных военнослужащих; принимать все возможные меры по обеспечению защищенности военнослужащих от воздействия на них опасных факторов военной службы при исполнении ими своих обязанностей, предупреждению их гибели и увечий; поддерживать в исправном состоянии и сохранности вооружение, военную технику и другое военное имущество; проводить мероприятия по предупреждению происшествий и аварий; организовывать учет и хранение вооружения и военной техники; своевременно истребовать и организовывать получение, хранение и учет военного имущества; предотвращать утрату, недостачу, порчу и хищение военного имущества; привлекать виновных лиц к ответственности; экономно и целесообразно расходовать материальные и денежные средства; организовывать правовое воспитание, проводить иную работу по предупреждению преступлений, происшествий и проступков. Работу по предупреждению преступлений и иных правонарушений, обеспечению твердого уставного порядка командир воинской части проводит лично, а также через штаб и подчиненных командиров (начальников) во взаимодействии с военным прокурором, руководителем военного следственного отдела, органами безопасности в войсках, а также иными правоохранительными органами. Конкретные обязанности командира воинской части, должностных лиц штаба и иных воинских должностных лиц на данном направлении предусмотрены уставами, приказами (указаниями), а также соответствующими методическими документами министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба. Например, в Вооруженных Силах, к числу таких документов, наряду с иными, относятся приказы Минобороны России от 15.12.2010 № 1800 «О мерах по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации», от 12.10.2016 № 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации». Не вдаваясь в детали, отмечу, что к числу основных задач командира воинской части по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины упомянутые нормативные акты относят: сохранение жизни и здоровья подчиненных военнослужащих, обеспечение соблюдения ими требований безопасности в повседневной деятельности и в ходе подготовки воинской части и подразделений; профилактику преступлений, происшествий и грубых дисциплинарных проступков; искоренение в воинской части и подразделениях нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, а также превышений должностных полномочий с применением насилия по отношению к подчиненным; защиту прав личного состава, неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации при исполнении должностных обязанностей; сплочение многонациональных воинских коллективов, привитие военнослужащим чувства дружбы и войскового товарищества; воспитание подчиненных личным примером; недопущение фактов сокрытия преступлений, проведение объективных разбирательств таких случаев. Для этого командир воинской части должен: повышать исполнительскую дисциплину, установить жесткий спрос с подчиненных командиров (начальников) за невыполнение принятых решений; формировать в подчиненной воинской части корпоративную офицерскую этику, прививать должностным лицам стремление выполнить поставленную задачу в правовом поле и с высоким чувством ответственности; создавать условия военной службы, позволяющие минимизировать возможность совершения военнослужащими правонарушений; считать основной формой профилактической работы с военнослужащими по укреплению воинской дисциплины индивидуальную работу с военнослужащими, основными формами которой являются индивидуальная беседа, помощь, наставничество, постановка индивидуальных заданий и поручений, персональная оценка; использовать технические средства наблюдения за поддержанием уставного порядка в казармах и местах общего пользования воинской части; повышать роль суточного наряда в предупреждении и пресечении правонарушений; организовывать проведение социологических исследований по оценке морально-психологического состояния военнослужащих, изучению общественного мнения и социальных процессов; проводить мероприятия предупредительно-профилактической направленности совместно с военными прокурорами, руководителями военных следственных органов, органами безопасности в войсках, органами внутренних дел, организовывать проведение выездных заседаний военного суда в расположении воинской части. Названными ведомственными нормативными актами определены особенности проведения воспитательной работы, предупреждения правонарушений среди различных категорий военнослужащих: офицеров, сержантов (старшин), солдат (матросов), поставлены задачи предупредительно-профилактической направленности при работе с личным составом не только перед командирами (начальниками), но также перед штабами, органами по работе с личным составом, начальниками служб, иными подчиненными командиру должностными лицами. Мероприятия по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины организуются и проводятся всеми должностными лицами воинской части в общей системе подготовки и повседневной деятельности воинской части. Эффективность работы командира воинской части по предупреждению преступлений и иных правонарушений военнослужащих в значительной степени зависит от того, насколько качественно осуществляется эта деятельность всем офицерским составом воинской части и, прежде всего, командирами подразделений. На надлежащую организацию ими данной работы ориентируют методические рекомендации, разрабатываемые в центральных органах военного управления. К их числу в Минобороны России, например, относится методическое пособие «Командиру о поддержании правопорядка и предупреждении правонарушений в подразделении», утвержденное указанием статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации от 06.06.2012 № 172/1/2751. Названное методическое пособие предназначено для использования командирами (начальниками) в процессе обучения офицерского состава, командиров подразделений, сержантов и старшин наиболее приемлемым и действенным формам и методам организаторской работы и воздействия на подчиненных в целях предупреждения отдельных видов правонарушений: в сфере обеспечения безопасных условий военной службы, сохранения жизни и здоровья личного состава в процессе боевой подготовки и повседневной жизнедеятельности; в сфере межличностных отношений военнослужащих; уклонений от военной службы; суицидальных происшествий; наркомании, токсикомании, пьянства и алкоголизма; при несении внутренней и караульной служб; гибели и травматизма при выполнении работ, обслуживании военной техники и вооружения; дорожно-транспортных происшествий на служебном и личном автотранспорте; связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; хищений оружия и боеприпасов в подразделении; коррупционной направленности. Когда в ходе предупредительно-профилактической деятельности, а также в иных случаях командиру воинской части становится известно о готовящемся или совершенном преступлении военнослужащего дальнейшие его действия и решения как органа дознания должны основываться на требованиях уголовно-процессуального и уголовного кодексов, Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания, а также нормах процессуального характера, содержащихся в иных нормативных актах. В каждом случае обнаружения в действиях (бездействии) военнослужащих признаков преступления командир воинской части, как мной отмечалось ранее, руководствуясь требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания, должен: незамедлительно уведомить об этом военного прокурора, руководителя военного следственного органа, а в условиях Вооруженных Сил, кроме того, начальника органа военной полиции; принять предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, а также изобличению лица или лиц, виновных в его совершении. УПК РФ (ст. ст. 144, 145) обязывает командира воинской части как органа дознания принять, проверить сообщение о любом совершенном и готовящемся преступлении и в пределах компетенции, предусмотренной данным Кодексом, принять по нему процессуальное решение. Каждое поступившее в воинскую часть сообщение о преступлении по закону должно быть зарегистрировано в воинской части в Книге регистрации этих сообщений. Такими сообщениями могут быть: письменное заявление о преступлении; составленные по поручению командира воинской части дознавателем протокол принятия устного заявления о преступлении, протокол явки с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления. Подготовка такого рапорта осуществляется когда командиру воинской части о преступлении военнослужащего стало известно из иных источников, например, от подчиненного ему командира подразделения. Образцы всех сообщений о преступлении предусмотрены Инструкцией. На поступившем сообщении о преступлении командир воинской части накладывает резолюцию о его регистрации в упомянутой книге, о порядке проведения проверки в порядке ст. ст. 144,145 УПК РФ, а также указывает дознавателя, которому она поручается. Кроме того, по каждому случаю проведения проверки сообщения о преступлении в порядке, установленном ст. ст. 144, 145 УПК РФ, командир воинской части дает письменное поручение дознавателю. Бланк поручения о проверке сообщения о преступлении также предусмотрен названной Инструкцией. Упомянутое поручение, а также копия приказа командира воинской части о назначении дознавателем воинской части приобщаются к материалам проверки сообщения о преступлении. В настоящее время командир воинской части должен организовывать проведение процессуальной проверки по всем сообщениям о преступлениях подчиненных, кроме случаев, когда преступление выявлено военной полицией. В последнем случае, а также в иных ситуациях, когда, например, преступление совершено гражданским лицом в отношении военнослужащего, если нет неотложной необходимости закреплять следы преступления, зарегистрированные сообщения о преступлениях без проведения проверки с постановлением о передаче сообщения о преступлении по подследственности направляются соответствующему военному прокурору. Не останавливаясь подробно на процессуальной деятельности командира воинской части как органа дознания, поскольку эти вопросы детально изложены в Инструкции, отмечу, что дознаватель проводит проверку сообщения о преступлении и в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ принимает решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения (составления рапорта об обнаружении признаков преступления или протокола принятия устного заявления). При необходимости по мотивированному постановлению дознавателя 3-х суточный срок проверки в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ может быть продлен командиром воинской части до 10 суток и в особых случаях – военным прокурором до 30 суток. По результатам проверки сообщения о преступлении дознаватель принимает одно из следующих решений: 1) о передаче сообщения по подследственности; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК РФ. Порядок действий органа дознания в войсках в случае возбуждения уголовного дела изложен в главе II упомянутой Инструкции.   Литература 1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // ИПС «Гарант». 2. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» // ИПС «Гарант». 3. Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденная приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора от 23.10.2014 № 150 // ИПС «Гарант». 4. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 31.01.2015 № 50 «Об организации процессуальной деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации». 5. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.12.2010 № 1800 «О мерах по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации». 6. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 12.10.2016 № 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации». 7. Методическое пособие «Командиру о поддержании правопорядка и предупреждении правонарушений в подразделении», утвержденное указанием статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации от 06.06.2012 № 172/1/2751.