Контактная информация

Военная прокуратура Главная военная прокуратура
119160, г. Москва, пер. Хользунова, д.14

Телефоны оперативного дежурного:

(495) 693-64-17, (495) 693-20-77

Ответ

25.08.2017 Печать

Проблемные вопросы исполнения государственными служащими обязанностей по предоставлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера

Старший военный прокурор отдела организационного управления Главной военной прокуратуры полковник юстиции Гусев В.А.

Обязанность по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возложена на государственных служащих Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Как показывает практика, самыми распространенными нарушениями являются непредставление или неполнота предоставляемых служащими сведений. Причинами нарушений, как правило, является незнание или игнорирование руководящих документов, регламентирующих порядок оформления справки о доходах, а также невнимательность при ее заполнении. Вместе с тем за сокрытие сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предусмотрена ответственность вплоть до увольнения. С целью отобразить все сведения полно и достоверно государственному служащему необходимо выполнить ряд подготовительных мероприятий. 1. В финансовом органе получить справку формы 2-НДФЛ на себя и своего супруга. 2. В банковских учреждениях, где открыты счета, взять справки об остатке на них денежных средств на отчетную дату, а при необходимости выписки о движении денежных средств по ним за отчетный период. Выписка берется только в том случае, если в отчетном периоде на счета поступили денежные средства в сумме превышающей общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за отчетный период и два предшествующих ему года. Кроме того, при заполнении справки требуются паспортные данные всех членов семьи и все правоустанавливающие документы на имущество. В случае отчуждения или приобретения имущества – договора купли-продажи. Заполнять справку необходимо исходя из сведений указанных в данных документах, не полагаясь на память. Необходимо отметить, что Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации официальном сайте опубликованы Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки. Данные Методические рекомендации обязательны для применения всеми государственными служащими федеральных государственных органов. Сведения могут быть представлены служащим (работником) в любое время, начиная с 1 января, но не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Откладывать представление справки до апреля не рекомендуется, особенно в случае планируемого длительного отсутствия служащего (работника), например, убытия в служебную командировку или отпуск. Отчетный период и отчетная дата представления сведений для граждан, претендующих для назначения на должность и служащих (работников) занимающих должность, различны: 1) Гражданин при назначении на должность представляет: а) сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году подачи документов; б) сведения об имуществе, принадлежащем на праве собственности и об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов (на отчетную дату). Так, если сведения подаются в середине августа 2017 г., то отчетная дата – 1 июля 2017 г. 2) Служащий (работник), замещающий должность, представляет ежегодно: а) сведения о своих доходах и расходах, полученных за календарный (отчетный) год (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году представления сведений; б) сведения об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря года, предшествующего году представления сведений). К лицам, в отношении которых представляются сведения относятся: служащий (работник), его супруга (супруг), несовершеннолетние дети служащего (работника). Они представляются с учетом семейного положения, в котором находился гражданин, служащий (работник) по состоянию на отчетную дату и наличие у него на эту дату несовершеннолетних детей, в том числе если служащий (работник) является опекуном (попечителем) либо усыновителем несовершеннолетнего ребенка. Необходимо отметить, что довольно часто служащие, которые находятся в разводе, не предоставляют сведения на несовершеннолетних детей, что является неправильным. Раздел сведений о расходах заполняется только в случае, если в отчетном периоде служащим (работником), его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми совершена сделка (сделки) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), и сумма такой сделки или общая сумма совершенных сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Особенности заполнения того или иного раздела справки подробно изложены в Методических рекомендациях Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации о которых уже упоминалось. При невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга), своих несовершеннолетних детей служащему (работнику) следует обратиться с соответствующим заявлением, в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Заявление должно быть направлено до истечения срока, установленного для представления служащим (работником) сведений. По итогам рассмотрения данного вопроса, комиссия принимает одно из следующих решений: а) признает, что причина непредставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является объективной и уважительной; б) признает, что причина непредставления государственным служащим сведений не является уважительной. В этом случае комиссия рекомендует государственному служащему принять меры по представлению указанных сведений; в) признает, что причина непредставления государственным служащим сведений необъективна и является способом уклонения от представления указанных сведений. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.