Контактная информация

Военная прокуратура Главная военная прокуратура
119160, г. Москва, пер. Хользунова, д.14

Телефоны оперативного дежурного:

(495) 693-64-17, (495) 693-20-77

Ответ

29.12.2017 Печать

Использование возможностей общественных объединений и иных организаций в целях профилактики правонарушений в воинских формированиях

полковник юстиции Е. Стрежнев, заместитель начальника пресс-службы

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, указывается, что главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать, в том числе совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения преступлений, а также создание единой государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений, предусматривающей реализацию мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения ими правонарушений или антиобщественного поведения. Принятым в рамках реализации названной Стратегии Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации являются наряду с другими органами власти и местного самоуправления субъектом профилактики правонарушений (ст. 5), а к числу лиц, участвующих в этой деятельности, отнесены граждане, общественные объединения и иные организации, оказывающие помощь (содействие) субъектам профилактики правонарушений в рамках реализации своих прав в этой сфере (ст. 2). Таким образом законодатель прямо указывает на то, что взаимодействие органов прокуратуры в целом и военной прокуратуры в частности, с общественными объединениями в современных условиях следует рассматривать как один из обязательных элементов механизма обеспечения законности и правопорядка, предупреждения правонарушений в Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках, воинских формированиях и органах (далее – в войсках). Приказом Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» от 10 сентября 2008 г. № 182 (в редакции от 22 апреля 2011 г.) органам прокуратуры предписано активно взаимодействовать с общественными объединениями путем оказания им содействия в защите прав граждан (п. 5). В качестве объединяющего в их совместной деятельности критерия выступают общие для этих субъектов цели – защита прав и свобод военнослужащих и членов их семей, обеспечение в войсках законности и правопорядка. При этом если для военных прокуроров профилактика правонарушений является обязательной и рассматривается как одно из важнейших направлений деятельности, то для общественных объединений и иных институтов гражданского общества основным побуждающим фактором остается заинтересованность в подобном взаимодействии. Сотрудничество военных прокуроров с институтами гражданского общества в этой сфере должно строиться на принципах планомерности, комплексности, оперативности, непрерывности, объективности, законности и эффективности. Безусловно, положительные результаты взаимодействия органов военной прокуратуры с институтами гражданского общества могут быть получены при соблюдении ряда условий. Прежде всего, необходимо определение цели, достижение которой предполагает объединение усилий. В дальнейшем – организация на плановой основе совместных согласованных действий, позволяющая участникам взаимодействия эффективно реализовать общее для них направление деятельности, обмен информацией, при необходимости – совершенствование организационной структуры органов, участвующих в совместной работе. С учетом многообразия институтов гражданского общества было бы излишним взаимодействие военных прокуроров в обязательном порядке со всеми. В этой ситуации важно обеспечить открытость и доступность органов военной прокуратуры, их реальную готовность к диалогу со всеми структурами гражданского общества, отдавая приоритет общественным формированиям, нацеленным на защиту прав и свобод военнослужащих и членов их семей. В зависимости от ситуации в отдельных случаях возможно привлечение к совместной работе представителей религиозных конфессий (например, для решения задач предупреждения преступлений, в частности для профилактики алкоголизма, наркомании, проявлений экстремизма в воинских коллективах). В то же время при организации рассматриваемого сотрудничества военным прокурорам необходимо обращать внимание на продолжающиеся попытки лиц и организаций экстремистского толка легализовать свою противоправную деятельность путем проникновения в общественные организации для использования их политического и экономического потенциала. В связи с этим всем прокурорам средствами прокурорского надзора необходимо обеспечить соблюдение общественными объединениями установленных Конституцией Российской Федерации норм о равноправии независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, об охране достоинства личности, о запрете создания и деятельности объединений, в том числе незаконных вооруженных формирований, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности государства, подрыв его безопасности, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. Военным прокурорам необходимо использовать в работе наиболее эффективные и отвечающие их целям и задачам формы сотрудничества с общественностью, как сложившиеся в системе органов прокуратуры, так и наработанные иными государственными органами. В настоящее время основными формами взаимодействия органов военной прокуратуры с институтами гражданского общества являются участие на постоянной основе в разработке и реализации совместных комплексных программ, проведение совместных мероприятий, информационный обмен, методическая, консультативная, организационная помощь и иное. Так, участие в разработке и реализации совместных комплексных программ предполагает наличие постоянно действующих «базовых площадок» для обеспечения диалога в целях комплексного и перспективного, независящего от сиюминутных веяний времени решения проблем, мешающих активному сотрудничеству. Примерами подобной формы взаимодействия являются деятельность консультативных пунктов на период призыва граждан на военную службу, дежурство военных прокуроров в комитете солдатских матерей. Одним из наиболее популярных вариантов сотрудничества является проведение совместных мероприятий. К таковым относятся научно-практические и иные конференции (в том числе международные), совместные совещания, «круглые столы», семинары, рабочие встречи, приглашение представителей общественности, средств массовой информации (далее – СМИ) на открытые судебные процессы, заседания, коллегии органов военной прокуратуры, прокурорские проверки, организация социологических опросов о тенденциях в состоянии законности и правопорядка в войсках, совместные мониторинговые исследования по отдельным актуальным проблемам, совместное участие в подготовке предложений по совершенствованию законодательства и практики его применения, в том числе участие в работе по антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов, в разработке проектов законодательных актов для совершенствования взаимодействия с органами государственной власти, военного управления, местного самоуправления, совместные проекты по изданию различных материалов, подготовке и проведению теле-, радиопрограмм. К примеру, такая форма сотрудничества, как «круглый стол» предполагает публичное обсуждение каких-либо вопросов, обмен мнениями между представителями институтов гражданского общества и прокурорскими работниками в рамках единой общей темы. Суть определения «круглый стол» заключается в равенстве участников и свободе высказывания своего мнения. Обсуждаемые вопросы формулируются в процессе открытой дискуссии и охватывают наиболее актуальные проблемы, требующие совместного реагирования. Результатом взаимодействия органов военной прокуратуры с институтами гражданского общества может быть совместная издательская деятельность. В приказе Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» от 10 сентября 2008 г. № 182 (в редакции от 22 апреля 2011 г.) указывается также на совместное с заинтересованными институтами гражданского общества исследование проблем правосознания граждан. Результатом этой работы должна стать разработка программ, методических пособий и других материалов по правовому воспитанию различных групп населения. В целях реализации отдельных положений Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе» приказом Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» от 28 декабря 2009 г. № 400 (в редакции от 9 февраля 2012 г.) военным прокурорам предписано наладить взаимодействие с иными субъектами антикоррупционной экспертизы, в том числе проводящими независимую экспертизу на коррупциогенность. Существенная составляющая сотрудничества с общественностью – постоянный информационный обмен между сторонами. Эффективное взаимодействие с общественностью выступает здесь как дополнительный источник информации военного прокурора о нарушениях в различных сферах общественных отношений, позволяющий оперативно влиять на состояние законности и правопорядка. При этом для институтов гражданского общества – источников такой информации важно, что полученная военным прокурором информация проверена и в случае, предусмотренном законодательством, по конкретным фактам предприняты меры прокурорского реагирования. Именно об этих мерах и результатах реагирования целесообразно в обратном связи информировать соответствующий институт гражданского общества. Кроме того, стороны взаимодействия обмениваются иной представляющей взаимный интерес информацией, в частности, об отдельных планируемых или проведенных мероприятиях либо по вопросам, определенным соответствующими соглашениями о сотрудничестве. Осуществление на постоянной основе взаимообмена информацией позволяет органам военной прокуратуры повысить эффективность прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод военнослужащих и членов их семей. Главный вектор в организации взаимодействия с институтами гражданского общества – эффективное сотрудничество с ними для реализации военной прокуратурой целей и задач в соответствии с Законом о прокуратуре. В рассматриваемом процессе взаимодействия органы военной прокуратуры, учитывая их трехзвенную структуру, могут участвовать на всех уровнях, при этом ответственные за это направление работники должны обладать контактами местных и региональных общественных организаций, занимающихся правовой и социальной защитой военнослужащих, иной всесторонней и объективной информацией об институтах гражданского общества в регионе, их проблемах. При организации взаимодействия органов военной прокуратуры с институтами гражданского общества целесообразно привлекать к сотрудничеству иных заинтересованных участников. Так, в последние годы Минобороны России активно сотрудничает с общественными организациями и другими институтами гражданского общества, выделяя эту работу в одно из приоритетных направлений, в том числе в рамках Общественного совета. Кроме того, Генеральный прокурор Российской Федерации обязывает всех военных прокуроров содействовать установлению контактов ветеранских организаций военной прокуратуры с другими ветеранскими организациями, поддержанию делового сотрудничества с ветеранскими организациями иных правоохранительных органов. Взаимодействие с общественными объединениями – многогранное и обширное направление деятельности, которое предполагает постоянное совершенствование и расширения форм сотрудничества.