Контактная информация

Военная прокуратура Главная военная прокуратура
119160, г. Москва, пер. Хользунова, д.14

Телефон оперативного дежурного:

(495) 693-64-17

Ответ

25.07.2018 Печать

О судебной практике по вопросу налогообложения денежной компенсации за не предоставленные военнослужащим дополнительные сутки отдыха

Начальник 1 отдела 4 управления полковник юстиции В. Литвинов

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2018 № 22-П признаны неконституционными положения п. п. 1 и 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой они не позволяют однозначно решить вопрос об обложении налогом на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за каждые положенные дополнительные сутки отдыха в соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Этим же Постановлением федеральному законодателю предписано внести в ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации необходимые изменения и до их внесения положения указанной правовой нормы не могут служить основанием для налогообложения денежной компенсации за не предоставленные военнослужащим по контракту дополнительные сутки отдыха за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Поводом для рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации явился запрос Новочеркасского гарнизонного военного суда, в производстве которого находилось дело по административному исковому заявлению одного из военнослужащих об оспаривании действий Единого расчетного центра Минобороны России, связанных с удержанием НДФЛ из выплаченной ему в соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» денежной компенсации за положенные дополнительные сутки отдыха. Ранее конституционность упомянутой нормы Налогового кодекса Российской Федерации применительно к освобождению от обложения НДФЛ ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной для ветеранов боевых действий ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», уже подвергалась оценке Конституционного Суда Российской Федерации, Постановлением которого от 13.04.2016 № 11-П она признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, поскольку в силу своей неопределенности допускала удержание налога с такой выплаты, имеющей характер меры социальной поддержки. Во исполнение предписаний высшего судебного органа конституционного контроля Федеральным законом от 30.11.2016 № 406-ФЗ в ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены соответствующие изменения (она дополнена пунктом 69). Конституционный Суд Российской Федерации, обращаясь в Постановлении от 31.05.2018 № 22-П к анализу действующего законодательства о правовой природе указанной выше компенсационной выплаты для военнослужащих по контракту (п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), ведомственных нормативных правовых актов Минобороны России (приказы Минобороны России от 10.11.1998 № 492, от 14.02.2010 № 80), а также разъяснений Минфина России (письма от 04.06.2009 № 03-04-07-01/190, от 29.06.2012 № 03-04-06/6-186, от 18.01.2017 № 03-04-09/1802), констатировал наличие неопределенности нормативного содержания ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и неоднозначность понимания ее положений при решении вопроса об обложении НДФЛ денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим по их просьбе за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. При этом обращено внимание на то, что такая денежная компенсация вместо предоставления военнослужащим дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, связана с прохождением службы за пределами установленного служебного времени, что может свидетельствовать в пользу ее отнесения к облагаемым НДФЛ выплатам, и как таковая во многом сходна с регулируемой трудовым законодательством компенсацией сверхурочной работы оплатой труда в повышенном размере (ст. ст. 149 и 152 Трудового кодекса Российской Федерации). Вместе с тем данная компенсация, хотя и выплачивается в пределах бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, и одновременно с его выплатой, непосредственно в структуру денежного довольствия Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (ст. 2) прямо не включена и в отличие от иных компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), относящимся в соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса к заработной плате, она не интегрирована с очевидностью в состав оплаты труда, в отношении которой необходимость налогообложения сомнений не вызывает. В этом же судебном Постановлении Конституционным Суд Российской Федерации отмечено, что оно не является основанием для возврата удержанных (уплаченных) ранее сумм налога на доходы физических лиц, за исключением возврата по результатам рассмотрения конкретного дела, по которому был запрос Новочеркасского гарнизонного военного суда.