Контактная информация

Военная прокуратура Главная военная прокуратура
119160, г. Москва, пер. Хользунова, д.14

Телефон оперативного дежурного:

(495) 693-64-17

Ответ

06.09.2016 Печать

Начальник управления Главной военной прокуратуры генерал-майор юстиции Игорь Шаболтанов рассказал начальнику пресс-службы Наталии Земсковой о применении новых норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

 

Начальник управления Главной военной прокуратуры генерал-майор юстиции Игорь Шаболтанов

Игорь Александрович, исполняется год с момента вступления в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Как складывается практика его применения?

Игорь Александрович: Кодекс административного судопроизводства (далее – Кодекс) – это значимый этап в реализации статьи 118 Конституции Российской Федерации, согласно которой судебная власть в нашем государстве осуществляется посредством не только конституционного, гражданского и уголовного, но и административного судопроизводства.

По правилам административного судопроизводства рассмотрению подлежат не только собственно административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (ч. 2 ст. 1 Кодекса), но и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с судебным контролем за законностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

К последним относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений квалификационной коллегии судей, экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи; приостановлении деятельности или ликвидации политической партии или другого общественного объединения; прекращении деятельности средств массовой информации; взыскании налогов и обязательных платежей
с физических лиц и другие.

Общим для данных споров является участие с одной стороны, физических лиц либо некоммерческих организаций, а с другой – органов публичного управления, осуществляющих государственные функции.

Кодекс устанавливает перечень административных дел обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

В то же время положения Кодекса не распространяются на дела об административных правонарушениях, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 

 Как рассматриваются заявления граждан о признании незаконными действий и решений органов власти и их должностных лиц?  

Игорь Александрович: С принятием Кодекса глава 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прекратила свое действие и теперь эти дела рассматриваются судами по правилам административного судопроизводства.

Большинство процессуальных правил почти без изменений перенесены  в Кодекс из гражданского процессуального законодательства: начиная с предъявления административного искового заявления и заканчивая исполнением судебных актов.

В то же время в Кодексе есть и совершенно новые положения.

Например, для начала судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением.

В Кодексе определены последствия отказа от административного искового заявления. Если граждане отказываются от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц – субъектов публичных правоотношений, то рассмотрение административного дела по существу продолжается при условии, что отказ не связан с удовлетворением ответчиком заявленных требований.

Расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел. С принятием Кодекса появилась возможность обращения с коллективным административным заявлением. В Кодексе установлены две формы одновременного участия нескольких административных истцов и (или) административных ответчиков в одном деле. Это может быть процессуальное соучастие либо обращение в суд
с коллективным административным исковым заявлением. В последнем случае должны быть соблюдены условия Кодекса о многочисленности группы лиц или неопределенности числа ее членов, однородности предмета спора, наличии общего административного ответчика и другие.  

Представлять интересы группы лиц по коллективному административному исковому заявлению может быть поручено одному или нескольким лицам, о чем должно быть указано в административном исковом заявлении. При этом такие лицо или лица пользуются правами, несут процессуальные обязанности и действуют без доверенности.

Если дело уже находится в производстве, то лица, обратившиеся в суд с аналогичным требованием, могут присоединиться к заявленному группой лиц требованию. В этом случае суд соединяет заявленное требование с ранее принятым. 

Сам гражданин может лично вести дела, за исключением ситуаций, когда рассматриваются административные дела о признании нормативного правового акта или его части недействующими. В таких случаях заявители без высшего юридического образования вправе вести дела только через представителей. Последние, помимо документов, удостоверяющих их статус и полномочия, должны представить суду и документы о своем образовании.

Согласно Кодексу утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела не может служить основанием для прекращения производства, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов этим актом.

В случае признания судом нормативного правового акта недействующим нормативные акты меньшей юридической силы также не могут применяться, если воспроизводят содержание указанного акта, основаны на нем и вытекают из него.

В Кодексе имеются и другие положения.

Какие полномочия у прокуроров по новому Кодексу?

Игорь Александрович: Кодекс наделил прокурора полномочиями по обращению в суд с административными исками в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, а также по вступлению в судебный процесс для дачи заключения по административным делам в определенных Кодексом случаях.

При этом законодатель ограничил прокурора в предъявлении в суды административных исков в защиту прав гражданина, если гражданин в состоянии сам защитить свои права.

Сокращено и количество категорий дел с обязательным участием прокурора, однако по наиболее значимым из них, в том числе о восстановлении на военной службе, необходимость участия прокуроров сохранилась.       

Спасибо за содержательную беседу.