Контактная информация

Военная прокуратура Главная военная прокуратура
119160, г. Москва, пер. Хользунова, д.14

Телефон оперативного дежурного:

(495) 693-64-17

Ответ

29.06.2018 Печать

Право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на безвозмездный проезд к месту использования отпуска и на лечение

Заместитель начальника организационного управления полковник юстиции О. Жуков, военный прокурор управления (аппарата Главного военного прокурора) В. Малецкая

В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, повышенным риском и опасностью, с которыми сопряжено прохождение военной службы, значительное место в правовой системе Российской Федерации занимают правовые нормы, регулирующие предоставление социальных гарантий и мер социальной поддержки военнослужащим. К числу таковых статья 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ (далее – Закон) относит право военнослужащего на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год при следовании по территории Российской Федерации к месту использования основного отпуска, на лечение и обратно. Законодатель наделил таким правом военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Помимо этого, право на безвозмездный проезд к месту использования основного отпуска на территории Российской Федерации и обратно предоставлено военнослужащим, проходящим военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации. Иные категории проходящих военную службу по контракту военнослужащих могут воспользоваться правом на проезд на безвозмездной основе только к местам использования реабилитационных отпусков, а также на лечение и обратно. Кроме того, в силу пункта 2 статьи 20 Закона правом на безвозмездной проезд один раз в год к месту использования отпуска и обратно, а также на лечение в медицинские организации по заключению военно-врачебной комиссии и обратно обладает один член семьи проходящего военную службу по контракту военнослужащего – гражданина Российской Федерации. К членам семьи такого военнослужащего законодатель относит супругу (супруга), несовершеннолетних и детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими совершеннолетия, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения, лиц, находящихся на иждивении военнослужащих. Названным лицам такое право предоставляется на основаниях, установленных для соответствующих категорий военнослужащих – граждан Российской Федерации. При этом военнослужащий имеет право на приобретение проездных документов для себя и членов своей семьи на все виды транспорта вне очереди при следовании к месту использования отпуска и обратно. Порядок возмещения расходов, связанных с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом, при реализации социальных гарантий установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2000 № 354 и отнесен к компетенции федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов). Вместе с тем, пунктом 5 указанного постановления Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, предписано выдавать военнослужащим и членам их семей воинские перевозочные документы (денежные средства) на проезд перечисленными выше видами транспорта. В настоящее время порядок, случаи и особенности оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов в Вооруженных Силах Российской Федерации урегулированы приказом Министра обороны Российской Федерации от 27.12.2017 № 815, которым также определены категории проезда на всех видах транспорта для высших и старших офицеров, иных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Например, пользуясь железнодорожным транспортом высшие офицеры имеют право следовать в вагонах с двухместными купе (СВ), иные проходящие военную службу по контракту военнослужащие – с четырехместными купе. Осуществлять авиационные перелеты высшие офицеры могут в салонах бизнес-класса, а при проезде в служебные командировки – в салонах 1 класса. Иным военнослужащим предоставлено право пользоваться при перелетах салонами экономического класса. Таким образом, военнослужащему, имеющему право на бесплатный проезд, действующим законодательством предоставлено право выбора: получить воинские перевозочные документы (денежные средства) перед осуществлением поездки либо использовать для приобретения билетов свои личные денежные средства с последующим возмещением затрат за счет Минобороны России. При этом механизм возмещения расходов по проезду позволяет военнослужащим осуществить свое право на бесплатный проезд путем возмещения не только расходов по приобретению билетов, но и иных денежных трат, связанных с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов и др. Также законодатель предоставил дополнительные меры социальной поддержки в части, касающейся права на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинские организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные организации и обратно (один раз в год), офицерам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения. Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные организации, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. Анализ судебной практики свидетельствует, что наибольшее число исков военнослужащих и лиц уволенных с военной службы в сфере реализации данной гарантии связано с правом на бесплатный проезд до места лечения. Так, например, военный комиссариат Санкт-Петербурга отказал в части оплаты проезда военному пенсионеру и его супруге по маршруту Санкт-Петербург – Новороссийск со ссылкой на то, что бывший военнослужащий проследовал к месту отдыха за несколько дней до даты начала санаторно-курортного лечения (в начале августа 2015 г., в то время как отдых по путевке начинался только с 17 августа 2015 г.). Дело рассмотрено в нескольких судебных инстанциях. Президиум Санкт-Петербургского городского суда, встав на сторону истца, обоснованно указал, что действующее законодательство не устанавливает сроки, в пределах которых офицер, уволенный с военной службы, должен прибыть к месту прохождения лечения или убыть с него и находиться непосредственно в оздоровительном учреждении (постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 5 апреля 2017 г. № 44г-66/2017 по делу № 2-1517/2016). Примером обоснованного отказа военным комиссариатом в удовлетворении требований по оплате расходов на проезд в санаторно-курортные организации является дело по иску бывшего военнослужащего, уволенного с военной службы в связи с организационно-штатным мероприятиями. Судами первой и апелляционной инстанций спор разрешен с учетом положений приведенных нормативно-правовых актов, устанавливающих право офицеров, уволенных с военной службы при выслуге 25 лет и более, а также при увольнении с военной службы по определенным основаниям при выслуге 20 лет и более, и членов их семей, на возмещение расходов на проезд не к любому месту отдыха, а к месту отдыха в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях, который обусловлен медицинскими показаниями и связан с получением ими лечения либо оздоровления для профилактики заболеваний. Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, закреплены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», пунктом 3 статьи 6.2 которого установлено, что длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортной организации составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней. Отказывая в удовлетворении требований о возмещении расходов на проезд в санаторий «Молоковский» ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Дальневосточный» МО РФ, суд пришел к выводу о недоказанности истцом факта получения им и членами его семьи лечения либо оздоровления в санаторно-курортном комплексе, а приложенные в обоснование исковых требований отрывные талоны к санаторно-курортным путевкам, талоны на питание и проживание не свидетельствуют о получении мужчиной и членами его семьи лечения или оздоровления, поскольку подтверждают только оплату питания, проживания и культурно-досуговое обслуживание, которые им предоставлялись в указанном учреждении в период пребывания истца в данном учреждении (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 января 2018 г. по делу № 33-1678/2018). Не менее интересен пример спора по иску гражданина, имеющего выслугу лет во внутренних войсках МВД России более 25 лет, состоящего на пенсионном обеспечении в ГУ МВД России по Московской области и получающего пенсию, назначенную в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Так, он обратился в суд с требованием компенсации расходов на проезд в оздоровительное учреждение в 2014 и 2015 гг., доказывая, что его отдых в Карловых Варах должен подпадать под понятие «санаторно-курортное лечение», поскольку согласно переводу решения областной администрации Карловарской области АО «Бристоль», реализовавшему ему соответствующий туристский продукт, выдана лицензия на осуществление медицинских услуг, в том числе по специальности «курортное лечение». Суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования в связи с отсутствием в деле доказательств того, что указанное истцом учреждение является санаторно-курортным или оздоровительным, а также того, что истец был направлен за пределы России на лечение в данное учреждение в установленном нормативными актами порядке (апелляционное определение Московского городского суда от 08.08.2016 № 33-30634/16).