Контактная информация

Военная прокуратура Главная военная прокуратура
119160, г. Москва, пер. Хользунова, д.14

Телефон оперативного дежурного:

(495) 693-64-17

Ответ

29.05.2019 Печать

Особенности реализации гражданами права на обращение, основания возвращения заявителям обращений без их разрешения

Старший военный прокурор отдела 5 управления полковник юстиции Э. Биккузин

В нашей стране каждый человек с рождения имеет неотчуждаемые и принадлежащие только ему определенные права: на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, труд и отдых, а также обязанности: по уплате налогов, воспитанию детей, сохранению природы и т.д., основные из которых перечислены в Конституции Российской Федерации 1993 года. Одним из наиболее востребованных и доступных способов реализации своих прав, свобод и законных интересов гражданином в повседневной жизни является право на обращение, закрепленное статьей 33 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В системе органов прокуратуры организация работы с обращениями граждан определена в числе приоритетных направлений деятельности. С учетом этого, предусмотрен единый порядок рассмотрения обращений и приема граждан, установленный федеральными законами от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - федеральный закон). Кроме федерального законодательства, военные прокуроры по данному направлению деятельности руководствуются Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах военной прокуратуры, утвержденных соответственно приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 45 (далее - Инструкция), заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора от 18 марта 2013 г. № 70. Исходя из буквального толкования вышеприведенных законов каждый дееспособный гражданин нашего государства вправе обратиться в любое учреждение по интересующему его вопросу. Следует учесть, что такой порядок реализации права также применим к правоотношениям, связанным с рассмотрением обращений иностранного гражданина и лица без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. В рамках реализации гражданских прав заявитель вправе представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. Вместе с тем при реализации гражданином конституционного права на обращение недопустимо нарушение существующего порядка рассмотрения обращений, а также прав, свобод и законных интересов других лиц. С учетом этого федеральным законом определены обстоятельства, при которых обращения могут быть оставлены без разрешения. Результаты деятельности управления надзора за исполнением законов о федеральной безопасности Главной военной прокуратуры в рассматриваемой сфере свидетельствуют, что наиболее распространенным основанием для оставления обращения без разрешения и его возвращения является отсутствие в нем сведений, достаточных для разрешения, либо возможности понять существо вопроса. Так, в 2018 году поступило обращение гражданки О., в котором отсутствовали сведения, достаточные для его разрешения, а именно, заявитель не сообщила факты и обстоятельства нарушений закона. По этой причине в соответствии с пунктом 2.9 Инструкции данное обращение было оставлено без разрешения и возвращено автору с предложением восполнить недостающие данные. Всего в 2018 году по аналогичным основаниям было возвращено более 240 обращений. Подобные решения также могут быть приняты в случаях, если: в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; письменное обращение свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры, либо в них содержатся нецензурные и оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи; текст письменного обращения не поддается прочтению и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Федеральным законом предусмотрены также обстоятельства, когда заявителю не может быть дан ответ по существу обращения. Например, в случае, если: в обращении обжалуется судебное решение; в обращении приводятся данные, указывающие на признаки преступления; такой ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; обращение, содержит вопрос, ответ на который размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 федерального закона на официальном сайте государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Во всех вышеприведенных примерах о принятых решениях гражданин уведомляется в течение 7 дней с предложением устранить препятствия, послужившие основанием для оставления обращений граждан без рассмотрения, разъяснением действующего законодательства, в том числе о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение либо с сообщением о невозможности дать ответ по существу обращения. После устранения условий, послуживших основанием для оставления обращения без рассмотрения, заинтересованный гражданин вправе вновь обратиться в органы военной прокуратуры. Федеральным законом также предусмотрены основания для прекращения переписки с заявителем. Такое решение может быть принято, если повторное обращение не содержит новых доводов, а изложенные ранее полно, объективно и неоднократно проверялись и на них даны ответы. В случае поступления обращения после прекращения переписки и не содержащее новых доводов, оно остается без разрешения, о чем уведомляется заявитель. Переписка возобновляется, если причины, по которым она была прекращена, устранены.

Старший военный прокурор отдела 5 управления полковник юстиции Э. Биккузин