Контактная информация

Военная прокуратура Главная военная прокуратура
119160, г. Москва, пер. Хользунова, д.14

Телефон оперативного дежурного:

(495) 693-64-17

Ответ

04.07.2019 Печать

Увольнение военнослужащих в связи с невыполнением ими условий контракта. Анализ правового регулирования

Старший военный прокурор 2 отдела управления кадров Главной военной прокуратуры старший советник юстиции И. Обернихин

Вопросы прохождения военной службы по контракту, кроме общих, включают в себя комплекс мер по реализации так называемых «негативных» последствий для военнослужащего – применение дисциплинарных взысканий и увольнение с военной службы по определенным основаниям. В качестве одного из таких последствий выступает досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта. Казалось бы, все очень просто. При совершении определенного проступка командир (начальник) применяет в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения в запас с военной службы. Однако в настоящее время порядок наложения и реализации этого взыскания вызывает много вопросов. Прежде чем разобраться в теоретических хитросплетениях, обратимся к истории появления такого вида взыскания. Если открыть Дисциплинарный устав Вооруженных Сил СССР, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1975 г., то увидим, что на сержантов и старшин сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов могло налагаться дисциплинарное взыскание в виде «увольнения в запас до истечения срока службы» (статьи 50 и 62). Данное взыскание не налагалось на военнослужащих-женщин, находящихся на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин. Следует отметить, что в отношении офицеров такое взыскание не предусматривалось. Однако в статье 63 Закона СССР от 12 октября 1967 г. «О всеобщей воинской обязанности» закреплялось, что увольнение с действительной военной службы лиц офицерского состава, не достигших предельного возраста состояния на действительной военной службе, то есть досрочно, допускается по следующим «негативным» основаниям: служебному несоответствию; при совершении проступков, дискредитирующих высокое звание советского офицера; осуждении судом за совершенное преступление. В статьях 7 и 59–63 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1985 г. № 240, указывалось, что увольнение с действительной военной службы лиц офицерского состава, не достигших предельного возраста состояния на действительной военной службе, то есть досрочно, допускается в связи со служебным несоответствием (статьи 59–60), при совершении проступков, дискредитирующих высокое звание советского офицера (статья 61) и осуждении судом за совершенное преступление (статья 62). Таким образом, эти мотивы увольнения офицеров не относились к дисциплинарным взысканиям, а являлись отдельными основаниями для их увольнения. Введение военной службы по контракту обусловило появление в механизме реализации вопросов военной службы существенных изменений, в том числе иных «негативных» оснований для увольнения военнослужащих, которые проходят военную службу по контракту (далее – военнослужащие). Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. № 2140, утратил силу с 1 января 2008 г. на основании Указа Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495) в отношении военнослужащих в качестве одного из видов дисциплинарных взысканий вводилось досрочное увольнение в запас, причем в отношении офицеров данное взыскание применялось в категориях от заместителей командиров полков, старших помощников командиров кораблей I ранга, им соответствующих и ниже (статьи 51, 53, 62; 69). Правом реализации этого взыскания в отношении офицеров от командиров рот, командиров кораблей IV ранга, им соответствующих и ниже наделялись командующие войсками округа, фронта, группой войск, флотом (статья 74 названного выше устава), а правом досрочного увольнения в запас офицеров от командиров батальонов (кораблей III ранга), им соответствующих и ниже – заместители Министра обороны, главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации (статья 75). Дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения в запас с военной службы применялось в отношении военнослужащего за невыполнение им условий контракта, совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, и в случаях, когда военнослужащий перестал отвечать требованиям, установленным Законом Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4455-I «О воинской обязанности и военной службе» (статья 104). Следует учесть, что в данный период времени пунктом 2 статьи 49 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4455-I «О воинской обязанности и военной службе» предусматривалось увольнение военнослужащего как за невыполнение им условий контракта (подпункт «б»), так и совершение проступка, порочащего честь военнослужащего (подпункт «в»). Тем самым законодательно закреплялись различия для увольнения военнослужащего в виде дисциплинарного взыскания и увольнения за невыполнение им условий контракта. В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 (далее – Устав), ряд формулировок, при сохранении применительно к данному виду взыскания структуры и основных положений, детализирован. Взыскание стало называться «досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта» и применяется к младшим и старшим офицерам. Правом его реализации наделялись начальники от командира полка (корабля 1 ранга) и выше – в отношении матросов, сержантов и старшин; от командующего армией (флотилией) и выше – прапорщиков и мичманов; командующие войсками военного округа, фронта, флотом и им равные – от командиров рот, командиров боевых катеров и кораблей 4 ранга, им равных и ниже. Заместители Министра обороны, главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации и им равные сверх прав, предоставленных командующим войсками военного округа, фронта, флотом и им равным, имеют право реализовать это взыскание в отношении офицеров от командиров батальонов, им равных и ниже. Статья 99 Устава дополнена условием, что такое взыскание исполняется без согласия военнослужащего, однако, как и ранее, порядок его реализации не конкретизирован. В таком случае надлежит учитывать единый порядок наложения дисциплинарных взысканий и приведения их в исполнение: необходимость проведения разбирательства в 30-суточный срок, составления протокола при совершении грубого дисциплинарного проступка, ознакомления с ним военнослужащего. Если эти нормы не вызывают вопросов, то реализация других служит причиной постоянно возникающих споров как в дисциплинарной, так и в судебной сфере при увольнении военнослужащих в связи с невыполнением условий контракта. Попытаемся рассмотреть лишь некоторые из них. Дисциплинарное взыскание в отношении военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, применяется в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно об этом, не считая срока на проведение разбирательства. Принимая во внимание, что для реализации данного взыскания необходимо направление результатов разбирательства в адрес вышестоящего командования, то возникает вопрос, с какой даты исчислять указанный срок. В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Если исходить из аналогии применения права, то 10-суточный срок начнется с даты поступления результатов разбирательства в делопроизводство военного округа, а не с утверждения соответствующим начальником докладной записки о результатах разбирательства и с предложением о наказании. Однако необходимо учитывать особенности деятельности органа военного управления – сроки прохождения документов и при необходимости согласований, наличие выходных и праздничных дней. В большинстве случаев издание приказа о наказании выйдет за пределы установленного срока. Именно данная проблема часто является сдерживающей причиной неприменения командирами этого вида взыскания. Рассмотрим статью 90 Устава, определяющую, что дисциплинарное взыскание исполняется, как правило, немедленно, а в исключительных случаях – не позднее истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности. В то же время пункт 8 статьи 282 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает, что военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка. Логично предположить, что под реализацией дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, то есть после издания приказа о применении такого дисциплинарного взыскания, следует подготовка и издание приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Порядок представления военнослужащего к увольнению регламентирован приказами соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти и государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, и включает в себя обязательность исполнения ряда общих норм, в том числе проведение бесед с военнослужащим, уточнение данных о прохождении им военной службы, исчисление выслуги лет, что, соответственно, увеличивает срок издания приказа о его увольнении. Тем самым существует опасность превышения годичного срока между днем совершения военнослужащим проступка и датой издания приказа об увольнении, особенно если приказ о применении взыскания издан спустя девять или десять месяцев после дня совершения дисциплинарного проступка, а такое часто бывает в случае вскрытия факта совершения проступка ревизией или позднего поступления материалов об административном правонарушении. Возникает вопрос: как реализовывать норму статьи 90 Устава о том, что по истечении срока давности взыскание не исполняется, но запись о нем в служебной карточке сохраняется, и должен ли проходить военную службу такой военнослужащий? Однако реализацией дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта может признаваться само окончание военной службы военнослужащим, то есть дата его исключения из списков личного состава воинской части. При этом появляется еще большая опасность истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности с учетом необходимости предоставления ему при увольнении отпусков, а также возможного нахождения военнослужащего на стационарном лечении. Возможность досрочного увольнения военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта (подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») предусмотрена и подпунктом «в» пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237. Следует обратить внимание на то, что увольнение военнослужащего, в отношении которого применяется дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, производится по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и не относящемуся к виду дисциплинарного взыскания, что подразумевает неопределенный объем его правоприменения. Пункт 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъясняет, что досрочное увольнение с военной службы по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим как в порядке дисциплинарного взыскания, так и аттестации с учетом соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям. Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 285 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной. Таким образом, существуют два вида увольнения – в связи с дисциплинарным взысканием или по результатам аттестации, имеющих отличный порядок реализации, но объединенных одной формулировкой со ссылкой на подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». В настоящее время приказы по личному составу федеральных органов исполнительной власти и государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, об увольнении военнослужащего с военной службы приблизительно унифицированы и содержат ссылку на основание для увольнения в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и отдельные сведения о военнослужащем. Вместе с тем при наличии различных причин и обстоятельств, служащих основанием для такого увольнения, сам приказ об увольнении обезличен, из его текста не усматривается, за что уволен военнослужащий – за дисциплинарный проступок или нет, суть совершенного им проступка или действий, которые привели к увольнению. Предполагается, что правильным выходом из этих хитросплетений стало бы издание соответствующим командиром (начальником) единого приказа по личному составу о применении дисциплинарного взыскания к военнослужащему в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, который также выполнял бы функции приказа об увольнении и служил основанием для мероприятий по последующему исключению военнослужащего из списков личного состава воинской части. В его тексте целесообразно объединить требования, предъявляемые к приказу о наказании, включая установление события дисциплинарного проступка, вины военнослужащего в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении его к дисциплинарной ответственности, а также отражать сведения, предусмотренные для приказов об увольнении. Кроме того, данная ситуация требует нормативного разрешения. Принимая во внимание существенное отличие порядка реализации дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта и увольнения с военной службы по результатам аттестации, имеется настоятельная потребность во внесении изменений в пункт 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в части дополнения его подпунктом «в1» в виде такого основания для увольнения, как «за совершение дисциплинарного проступка». Данное предложение обусловлено тем, что пункт 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» уже содержит в виде оснований для досрочного увольнения отдельные составы, включающие в себя совершение военнослужащим определенных правонарушений или проступков, например подпункты «е1»; «е2»; «к» и «л». Однако не исключена необходимость закрепления в пункте 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» отдельных подпунктов оснований для увольнения в связи с применением дисциплинарного взыскания, перечисленных в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих». Аналогичная структура оснований для увольнений приведена в статье 81 Трудового кодекса Российской Федерации (подпункты 6-10 части первой), где перечислены наиболее значимые нарушения дисциплины, которые указываются в приказе при увольнении работника и позволяют идентифицировать суть совершенных им проступков для последующей оценки личности работника. Тем самым будет устранена неопределенность в двойном толковании применения правовых норм и механизмов их реализации при увольнении военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта. Совершение дисциплинарного проступка будет считаться отдельным основанием для увольнения, как это было до принятия Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Старший военный прокурор 2 отдела управления кадров Главной военной прокуратуры старший советник юстиции И. Обернихин