Контактная информация

Военная прокуратура Главная военная прокуратура
119160, г. Москва, пер. Хользунова, д.14

Телефон оперативного дежурного:

(495) 693-64-17

Ответ

30.09.2019 Печать

Получение прокурорским работником, федеральным государственным гражданским служащим органов военной прокуратуры подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и официальными мероприятиями

Военный прокурор отдела управления кадров полковник юстиции Д. Третьяков

В соответствии с требованиями части 2 статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 121 Федерального закона «О противодействии коррупции», части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», части 1 статьи 402 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10 и Положения о сообщении федеральными государственными служащими и иными работниками органов и организаций прокуратуры Российской Федерации о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 01.02.2017 № 59, получение подарка в повседневной служебной деятельности запрещено, исключение составляют лишь протокольные и официальные мероприятия, в ходе которых получение подарка хотя и не считается противоправным, но налагает на государственного служащего обязанность уведомлять соответствующего руководителя. В органах военной прокуратуры действует приказ заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора от 7 марта 2017 г. № 26 «Об утверждении Положения о сообщении прокурорскими работниками, военнослужащими и федеральными государственными гражданскими служащими органов военной прокуратуры о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации» (далее – Положение). Согласно информационному письму Генеральной прокуроры Российской Федерации от 20 октября 2017 г. № 80-10-2017, под протокольным следует понимать мероприятие, при проведении которого предусмотрены сложившиеся в результате внутриведомственных, национальных, культурных особенностей церемониал и (или) ведение процедур протокола – документа, фиксирующего ход проведения мероприятия. Под официальным – мероприятие, проведение которого подтверждено (санкционировано) соответствующим распоряжением, приказом и тому подобное (например, служебные командировки, включая различные встречи и иные мероприятия в период командирования, проведение выездных проверок, совещаний, встреч, переговоров, приемов представителей, членов официальных делегаций, должностных лиц государственных и иных органов). Таким образом, правоотношения, возникающие при получении работником органов военной прокуратуры подарка не в ходе протокольного и официального мероприятия, приведенными выше правовыми нормами не регулируются, а значит, являются нарушением запрета и влекут за собой дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения в связи с утратой доверия, а в случае, когда подарок расценивается как взятка, уголовную ответственность. В Положении подробно изложены порядок действий работника органов военной прокуратуры при получении подарка, процедура его оценки, принятия к бухгалтерскому учету, включения в реестр федерального имущества и реализации (выкупа) подарка, предусматривающие особенности структуры органов военной прокуратуры. Формализованный порядок действий прокурорского работника при возникновении ситуации, связанной с вручением подарка, приведен и в Памятке об обязанностях, ограничениях и о запретах, установленных для прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в области противодействия коррупции (письмо первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 18 декабря 2017 г. № 80-08-2017, опубликованное на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации www.genproc.gov.ru в разделе «Противодействие коррупции». Следует также учитывать, что в соответствии со статьей 10 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации правом поощрения, в том числе награждения ценным подарком, военнослужащего обладают только его прямые начальники, в пределах полномочий, предусмотренных статьей 33 данного устава. Принятие подарка работником органов военной прокуратуры от воинского должностного лица или поднадзорной воинской части (организации) может создать ситуацию возможного возникновения конфликта интересов, поскольку его получение может негативно повлиять на исполнение им служебных обязанностей и объективность принимаемых решений. Исходя из того, что награждение прокурорского работника ценным подарком связано с его должностным положением или исполнением служебных обязанностей, данный подарок также подлежит сдаче. Работники военных прокуратур гарнизонного звена о получении подарка докладывают военному прокурору гарнизона, после чего направляют уведомление и подарок в кадровое подразделение военной прокуратуры окружного звена. На практике же данные предписания не всегда выполняются руководителями военных прокуратур, что является неисполнением прокурорским работником обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, и в соответствии с положениями статьи 418 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» – коррупционным правонарушением. Так, по случаю празднования юбилея одной из военных прокуратур гарнизона военной прокуратуры Южного военного округа приглашенными на это мероприятие лицами в дар коллективу преподнесены ценные подарки, которые приняты с разрешения военного прокурора гарнизона. Однако соответствующее уведомление в военную прокуратуру округа им не направлено, полученное имущество в установленном порядке на учет не поставлено, надлежащих мер по обеспечению его сохранности не принято. При этом мероприятие проводилось в рамках воспитательной работы по утвержденному военным прокурором гарнизона плану и являлось официальным. Пунктами 6.1 и 6.5 Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации ответственность за воспитательную работу в целом и проведение отдельных ее мероприятий возложены на руководителя органа прокуратуры. В связи с этим решение о приеме или отказе от приема подарков в ходе официального мероприятия всецело зависело от военного прокурора гарнизона. Приняв решение о приеме подарков, он обязан был уведомить об этом вышестоящего прокурора и принять меры по сохранности поступившей в его распоряжение федеральной собственности. Аналогичные нарушения выявлялись и в других военных прокуратурах. Следует учитывать, что подарок, оцененный комиссией (в Главной военной прокуратуре это комиссия по поступлению и выбытию активов) военной прокуратуры окружного звена менее трех тысяч рублей, возвращается сдавшему его работнику прокуратуры по акту возврата подарка. Подарок, стоимость которого превышает названную сумму, подлежит принятию к бухгалтерскому учету и включению в реестр федерального имущества.

Военный прокурор отдела управления кадров полковник юстиции Д. Третьяков